выставка-лаборатория
послесловие
28 ноября – 1 декабря, 2019
Бишкек, Кыргызстан
Выставка-лаборатория Смерть. Тоска. Любовь. – это четырехдневное действие в формате ситуаций, воркшопов, перформансов, рассказов о хаотичных и структурированных художественных линиях в контексте бэкграунда советского союза и периода независимости. Зрительницам_лям было предложено поучаствовать в воркшопах, познакомиться с художественной практикой и ее осмыслением авторками_рами через артист токи и перформативные действия, открыть для себя творчество художниц_ков из Кыргызстана, Казахстана, Таджикистана.

Рефлексия происходила непосредственно «здесь и сейчас» через символический жест, трансгрессию, перформативность и обретение нового опыта. Мы предлагали поговорить обо всём. О философии. Чувствах. Страхах. Искусстве. Может быть и об искусстве как искусственности действительности. Это смотрение на свою практику через линзы смерти, тоски и любви, как настроенческих метафор, задающих определенную атмосферу и взгляд, как в сочетании друг с другом, так и по отдельности.

В течение четырёх дней мы были в процессе. Через соприсутствие нас, практикующих искусство, и зрительниц_лей создавали акт искусства, пробовали и смотрели, что возможно произвести в ситуации коллективного действия не по заданным заранее правилам и рамкам, а по тому как "здесь и сейчас" каждый_ая из нас чувствует и соотносит себя с происходящим. Аудитория была такой же соучастницей, через вопросы и комментарии задавала линии размышления для художниц и художников.

Ситуация и самоорганизованное (насколько это было возможно в рамках кураторского проекта) коллективное действие – одно из ключевых определений выставки-лаборатории. Мы, как кураторский коллектив СИ, были максимально искренни в своих ожиданиях, рассуждениях и чувствах, чего также ждали от всех, кто принимали участие – получилось по-разному – мы распознали и приняли это для себя. Предлагая процессуальность и акт без шаблона, мы открылись позициям и отношению участниц_ков, их готовности нести или не нести ответственность за свои действия и формирование солидарной программы.

Выставка-лаборатория состояла из разных частей – постановка, воркшопы, перформативные действия, артист токи, а также небольшая экспозиция, работавшая в течение 4-х дней, помогавшая нам, как коллективу и организаторам, замедлить движение и усложнить динамику.

Экспозиционная часть навевала собой некоторую грусть, как нам сказал ни один зритель и ни одна зрительница – но – невозможно уйти от этой эмоции, говоря о любви, тоске и смерти, также как невозможно представить нашу жизнь без разного спектра эмоций, наполняющих и придающих ей смысл.

Ниже вы можете ознакомится с онлайн каталогом, в котором мы собрали всю выставку-лабораторию – как происходившие действия, так и экспозицию, задающую свое настроение и повествование. Мы не боялись показать свою уязвленность, не боялись быть искренними, не боялись быть открытыми и ранимыми, чего так часто не хватает в обществе, а чему, как не искусству, быть не боящимся? Как сегодня становиться эмпатичными через новый внутренний опыт и сопереживание – это то, про что была выставка-лаборатория Смерть. Тоска. Любовь.


Художественный коллектив СИ
Воркшоп: Экспериментальная композиция. Работа с Ableton Live.

Айтегин Муратбек уулу (Кыргызстан)

29 ноября 2019
Лаборатория СИ
Бишкек, Кыргызстан

Воркшоп по работе с аудиофайлами, их записи и сведении. Монтаж композиции на программе Ableton Live. Работа с эквалайзером.
Воркшоп: Движение через эксперимент и импровизацию

Диана Такутдинова (Кыргызстан)

29 ноября 2019
зал гостиницы TourAsia
Бишкек, Кыргызстан
Дильда Рамазан
Без названия

перформативное действие
2019

Я хочу рассказать о тоске, разлуке и любви, потому что считаю, что имею право говорить о подобных вещах, так как у меня есть опыт их проживания. Это честно, искренне, и, конечно же, банально.
Соната Райымкулова
Графика Цикл

2019

«4 красных круга». Череда случайностей, наводящих на одну и ту же мысль.

Утро. Случайно встретившееся на дороге птичье крыло заставило остановиться и задуматься о вечном.
День. Оставленная кем-то челюсть в маленькой пластиковой банке, встречающая каждого кто зайдет в дом, сработала как напоминание об утреннем событии.
Вечер. Маршрутка, люди, суета – все это заставило меня забыть обо всем происшедшем. Рядом со мной сидел парень с черным рюкзаком на коленях. Спустя некоторое время он начал в нем рыться, пытаясь что-то нащупать. Пара минут и кастет уже был на его руке. Началось напряженное ожидание его действий.

«1 красный круг». Наслоение людей, застывших в разных позах и объединенных одной мыслью, скрыть зеленый квадрат.

«2 синих круга». Меня часто посещает желание скрыться от этих назойливых панельных домов, светящих тебе прямо в окно и напоминающих о более теплом и родном месте. Оказываясь на улице среди них, застигнутая врасплох местным пронизывающим ветром, тело вдруг становиться и стеной, и пледом, оберегающим и сохраняющим тепло.
Наргиза Рыскулова
Черное молоко

видео-арт
2019

Работа вдохновлена одноименной книгой Элиф Шафак «Черное молоко» и посвящается всем беременным женщинам.

1. Твое тело уже не твое. В нем живет другой человек. Ты-микрокосм.
2. Тебя тошнит. Слегка. Всегда.
3. Ты скафандр, гусеница. Змея, которая проглотила слона.
4. Кости еще нерожденных младенцев остро остры.
5. Тебе часто снится море. Иногда ты в нем учишься плавать, а иногда тонешь.
6. Временами ты-тюлень. И бесконечно одинок.
7. Покрасить ногти на ногах из запредельного. Завязать шнурки тоже.
Художественный коллектив СИ, Айтегин Муратбек уулу
Небесный перевал

инсталляция
2019

Прислушаться, вглядеться, расслабиться и созерцать, а может уснуть.
(1/13 часть исследовательской мультимедийной инсталляции Небесный перевал)
Диана Рахманова
Нохунро аз чилик чудо карда намешавад?!
(Ноготь от пальца нельзя отделить?!)

инсталляция
2019

Иногда самый родной человек (любовь) может стать чужим (смерть). Почему так в жизни происходит я не знаю! Я просто научилась отпускать людей. Но, несмотря на это, они продолжают занимать определенную зону в нашей жизни. В моем случае это зона тоски, в которой больше всего я ощущаю маму. Слишком рано, по ее решению, мы стали чужие… Сейчас она настаивает на общении и постоянно твердит, что «Нохунро аз чилик чудо карда намешавад?!» (Ноготь от пальца нельзя отделить?!). А, я?! Что, я?! Я просто делюсь этой инсталляцией – панорамой моей зоны тоски с кусочками чувств, слов и отражением себя в процессе связи с матерью. Так мне просто менее тоскливо что ли...
Диана У
Подарок

инсталляция
2019

Я не люблю день рожденья, не знаю как принимать поздравленья, смущаюсь и кажется отягощаю людей вокруг. К 30-ти годам так и не научилась иметь с этим дело, так что редко когда его праздную. В детстве, в 1990-х, день рожденья всегда был отягощен двумя обстоятельствами, которые чаще всего перевешивали радость праздника. Однако, было то, что всегда это скрашивало – приезд бабушки, которая приносила с собой энергию, активность, движение, а еще подарок. Составными его частями были купленные сладости, испеченные ей ватрушки с творогом и повидлом, открытка с пожеланиями и цветы с огорода. Все это делало день лучше, наполненным, а в доме сразу становилось шумно, что при этом также давалось мне тяжело.

Сегодня бабушки нет.

Я не люблю ритуальность, любую, связанную с радостью, печалью, горем. Для бабушки подарок был важным ритуалом, в моей интерпретации, символизирующим радость, любовь, преодоление тоски. Для меня этот радостный ритуал всегда был тоской и сегодня эта тоска сильнее, переплетается с любовью и смертью, постепенным исчезновением родных людей.

Я пытаюсь вообразить не подаренные мне открытки от бабушки, но никак не могу наполнить их – боюсь.
Бермет Борубаева, Нургуль Осмонова
STILL LIFE

интерактивная инсталляция
2019

Данная работа – это результат многолетнего исследования в сфере производства еды. По данным ООН в мире ежегодно выбрасывается более 1,3 млрд. продуктов. Около трети производимой еды превращается в отходы. Еда выбрасывается из-за завышенных требований к её качеству, при сборке урожая и т.д. При этом число голодающих превысило 124 млн. человек, ухудшается экология, а пищевые отходы на свалках отравляют окружающую среду.

Интерактивная инсталляция представляет собой отражение современной проблемы – производства продуктовых отходов. Полка «фудшеринга» открыта для взаимодействия, можно приносить свои продукты годные к употреблению, но по каким-то причинам вы их не будете сами есть: не понравился вкус, слишком много приготовили и т.д. С 2016 года в Бишкеке работает инициативная группа фудшеринга, через которую мы передаем остатки еды нуждающимся. Фудшеринг – проект по пересмотру отношения к утилизации еды. Это борьба с перепотреблением и экологически сохранному образу жизни.
Посольство Швейцарии в Кыргызской Республике и Швейцарское Управление по Развитию и Сотрудничеству (SDC) не обязательно разделяют точку зрения авторов данной публикации