Красная таблетка
выставка современного искусства
9-30 июня 2018
Кыргызский Национальный Музей Изобразительных Искусств им. Г.Айтиева
Как главные герои «Матрицы» мы иногда ощущаем внутри себя некое странное чувство, будто все не настоящее. Нам кажется странным почему что-то может так выглядеть, пахнуть, ощущаться, вести себя. Будто мгновение назад ничего не было, а сейчас вы уже здесь. Это обязательно заканчивается внутренним вопросом «кто я?», за которым себя не узнаешь, и сразу же «кто я?» меняется на «кто это?».

В рамках выставки «Красная таблетка» мы инициируем разговор о памяти и идентичности. Эта тема может быть актуальна в разные исторические периоды и в разных контекстах, однако, нас она интересует как некоторый взгляд на социальную «матрицу», которая влияет на формирование нашей идентичности и которая опирается на память. Упрощая, можно заметить, что мы результат смешения памятей разных уровней – «внутренней», основанной на нашем опыте и «внешней», базирующейся на опыте и знании, который мы приобретаем из других источников (люди, книги, исторические нарративы, социальные группы). Наши воспоминания связаны с воспоминаниями других людей и эта связь придает им достоверность. Таким образом, память в определенной степени формирует культуру и становится базисом для определения себя и других в структуре общества. Определение других через постановку вопросов об их культурной, национальной, гендерной и других идентичностях, это помещение «незнакомой» или «незнакомого» в так или иначе понятную категорию, что убирает внутреннюю тревогу неизвестного и позволяет выстраивать коммуникацию. При этом, более интересным кажется вопрос о том, есть ли и нужна ли человеку стержневая идентичность? Что произойдет, если ее разложить, принять так называемую «перформативность идентичности»? Ведь тогда, с одной стороны, может оказаться, что любая идентичность имеет место быть, с другой стороны, это также может значить, что вся жизнь – перформанс, игра, пересборки идентичностей.

Социальная теория, обращаясь к критике идентичности, также усматривает в ней продукт производимый надиндивидуальной системой, которую можно обозначить как социокультурную реальность общества. Чаще всего эта система и ее структуры невидимы, они натурализованны и превращены в «матрицу» Вачовски. В такой системе идентичность является инвариантом социума. Идентичность это не мы, а память – это бесконечный лабиринт, по которому бегает пиксельный человек в поисках выхода. И появление красной таблетки или социологического воображения, с одной стороны, позволяют тебе поставить под сомнение выстроенные правила, а, с другой стороны, вероятно, лишают тебя возможности вернуться и выбрать синюю таблетку. «Добро пожаловать в реальный мир», – приветствует Морфиус «освобожденного» Нео, но этот пафос горек. Ведь постоянное пребывание в рефлексии сулит постоянную борьбу в повседневной жизни.

В рамках данной выставки мы предлагаем произвести некоторую деконструкцию нас самих, найти разные практики осмысления идентичности и памяти, понять, каким образом, наложение множества факторов формирует наше понимание себя и других. Когда дело доходит до описания идентичности, без метафоры, без языка художника не обойтись, ведь описывая свою идентичность, мы производим объект исследования, тем самым становимся художником или художницей.
Каталог выставки "Красная таблетка"